Интерактивный портал

Государственной службы занятости населения

Удмуртской Республики

Войти через госуслуги

30 лет Службе занятости

    19 апреля 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». 
    Служба занятости была создана в сложных условиях 90-х годов, но за годы своей деятельности она показала, что способна эффективно противостоять безработице, успешно взаимодействовать с социальными партнерами по решению вопросов занятости населения, снижению социальной напряженности на рынке труда. 
    В целях обеспечения гражданами права на труд и социальную защиту при безработице в соответствии с Постановлением Совета Министров УАССР от 27 июня 1991 года № 208 «О создании республиканской государственной службы занятости населения в Удмуртской АССР» была создана республиканская государственная служба занятости населения.
    За три десятилетия органы службы занятости населения Удмуртской Республики зафиксировали свыше 2,0 миллионов обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы, почти 124,0 тысячи человек направлены на профессиональное обучение, 60,0 тысяч человек при содействии органов службы занятости занялись предпринимательской деятельностью или ушли на самозанятость.

 
ИЗ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ УДМУРТИИ
          Необходимость найма рабочей силы и, в то же время, предложение рабочих рук существовало всегда. В начале XX века в России возникла необходимость создания организации, регулирующей этот процесс. В 1901 году в Москве Хитровским попечительством о бедных была создана первая «Морозовская биржа труда», которая находилась в введении городского самоуправления. Она сыграла немалую роль, обеспечивая работой выходцев из деревни, сезонных рабочих-полупролетариев, городскую бедноту.
В августе 1917 г.  был принят первый закон о биржах труда. Всего в 1917 году в России открылось 42 биржи. После революции, в конце января 1918 года Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. 
Первая советская конституция (1918 г.) объявила труд обязанностью всех граждан республики и провозгласила лозунг: «Не трудящийся да не ест». Для проведения трудовой повинности и борьбы с трудовым дезертирством был образован Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с Ф. Дзержинским. В конце 1918 года уже действовала сеть бирж труда в количестве 238.
Для разработки трудового законодательства, регулирования условий труда, рынка труда в 1918 году был образован наркомат труда. 
 

 
        В Удмуртии первая биржа труда появилась в июне 1918 года. Она выполняла заявки частников и зажиточных крестьян, которые набирали внаем дешевую рабочую силу для тяжелого и неквалифицированного труда.  
31 декабря 1918 года при Ижевском реввоенсовете приступил к работе отдел труда, в стране вводилась трудовая повинность. Горсовет постановил: «Производить спрос на рабочие руки только через биржу труда, в порядке очереди кандидатов, как единственного органа по распределению безработных». 
Основным существенным мероприятием по смягчению безработицы и оказанию материальной помощи безработным в 20-е годы являлась выдача пособий по безработице из страховой кассы. Другими мерами социальной защиты граждан на период их безработицы были организация оплачиваемых общественных работ, предоставление льгот при пользовании общественными банями, посещении киносеансов в клубах профсоюзов, предоставление для чтения газет и журналов. Большое внимание уделялось подросткам.
Через 10 лет на учете биржи труда Удмуртии состояло 2000 женщин и 1000 мужчин, в том числе 200 высококвалифицированных специалистов по обработке металла.

В октябре 1930 года из Москвы пришло распоряжение: «…ввиду огромного недостатка в рабочей силе во всех отраслях народного хозяйства прекратить выплату пособий по безработице…». 
Последнее объявление Биржи труда было 3 января 1931 года: «…биржа труда вызывает подростков 1912-1913 года рождения для посылки их на работу…». Эти молодые люди и были последними советскими безработными.

Тридцать лет назад 19 апреля 1991 года Верховный Совет РФ принял закон «О занятости населения в Российской Федерации», этот день считается датой образования службы в современной России, которая осуществляет государственную политику по реализации конституционных прав граждан страны на труд и социальную защиту от безработицы.
Если вспомнить начало 90-х, это был период серьезных негативных процессов в экономике, которые, как снежный ком, нарастали, а пик  их пришелся на 1996-1997 годы, когда спад экономического производства достиг критического уровня. Объемы производства уменьшились в десятки раз. Естественно, это не могло не повлиять на занятость людей. Для Удмуртии эта ситуация оказалась особенно болезненной, поскольку до 90-х годов республика жила главным образом за счет предприятий военно-промышленного комплекса. Более 80 процентов объемов производства приходилось на эти предприятия. Поэтому, когда в десятки раз начали уменьшаться объемы гособоронзаказа и практически не стало экспорта, началось масштабное сокращение рабочих мест. Проблема занятости была одной из самых острых в то время. Положение усугублялось тем, что ни сами люди, ни государственные органы оказались не готовы к тому, что противопоставить данной проблеме. До 90-х годов службы трудоустройства в республике занимались совершенно другим делом - поиском работников на свободные вакансии, существовал большой спрос на рабочую силу. 
Именно в этих условиях была создана республиканская государственная служба занятости населения на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, в составе: Государственного Комитета УАССР по занятости населения численностью 50 человек; центров занятости населения в Ижевске, Воткинске, Глазове, Сарапуле, Можге, Камбарке; Балезинском, Игринском, Кезском, Кизнерском, Увинском, Ярском районах; бюро занятости населения – в Алнашском, Вавожском, Граховском, Дебесском, Завьяловском, Каракулинском, Киясовском, Красногорском, Малопургинском, Селтинском, Сюмсинском, Шарканском, Юкаменском, Якшур-Бодьинском районах.

Председателем Государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения был назначен Евгений Викторович Роганов


Евгений Викторович внес значительный вклад в становление и формирование, оставшись в истории не просто первым руководителем, а основателем службы занятости республики, внедряя и используя в работе всё новое, передовое. Евгений Викторович Роганов, председатель Государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения с 1991 по 1998 годы.


Из воспоминаний Е.В.Роганова, председателя государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения с 1991 по 1998 годы
«Все было сложно, начиная с рабочего места - первое помещение у нас располагалось в подвальчике – и кончая отсутствием специалистов, в этой, новой для нас области. Создавая службу, мы начинали практически с чистого листа. Но уже за полтора-два года нам удалось преодолеть основные проблемы в части становления службы, организации ее работы, создания технологий. К 1993 году служба функционировала по всей республике. В каждом городе и районе были открыты центры занятости, которые оказывали комплекс услуг для людей, потерявших работу. Вся служба работала в одном режиме. Пожалуй, это была единственная государственная служба в тот период, которая осуществляла свою деятельность на всей территории республики по единой методологии. Мы требовали от наших работников, чтобы любой гражданин, независимо от того, сельский это житель или городской, мог одинаково иметь доступ к тем услугам, которые государство гарантировало ему в лице нашей службы. 
Кстати, многие технологии нам удалось реализовать, используя, в том числе компьютерную технику. Мы были в этом деле, можно сказать, первопроходцами. Если сейчас компьютером на столе никого не удивишь, то в 1992 году, когда мы начали компьютеризацию нашей службы, это было в диковинку, в этом действительно был элемент новизны, новых подходов, но в результате мы оказались на шаг вперед остальных. В целом мы оказались готовы к тому большому количеству людей, которых пришлось обслуживать службе занятости.
В 1994 и 1995 годах уровень безработицы был очень высоким, в отдельных районах республики – более 10-15 процентов. Это означало, что каждый десятый, а порой и каждый пятый житель хотел работать, но работы просто не было. Среди этих людей  было много инженерно-технических работников, людей с высшим образованием, которые оказались невостребованными, они высвобождались с предприятий или сами уходили по причине невыплаты заработной платы. Это были очень тяжелые годы, и люди порой оказывались один  на один с неразрешимой, казалось, проблемой. Типичной была ситуация в семье: жена безработная, муж работает, но по полгода, по году не получает зарплату. В таких случаях пособие по безработице иногда помогало людям сводить концы с концами, особенно в сельской местности. В день у нас на одного работника службы занятости приходилось до 30-50 человек на приеме. Мы старались, чтобы на поиск работы, на ознакомление с вакансиями уходило минимальное количество времени. Во многом благодаря внедрению современных технологий, нам удавалось обслуживать огромное количество людей. Центры занятости были очень бойким востребованным местом в тот период, а для местных органов власти наша служба была неоценимым помощником в той сложной экономической ситуации.»

Статистическая информация:
   ГОД      Зарегистрировано безработных граждан на конец года, чел.    Уровень регистрируемой безработицы на конец года, %
 1994 41 322 5,1
 1995 69 923  8,5
 1996 59 335 7,3
 1997 46 591 5,9
 1998 50 065 6,5

   














сотрудники службы занятости населения Удмуртской Республики (г.Можга, 1993 год)

 
На протяжении 30 лет большие изменения происходили в экономике страны и республики, на рынке труда.
Менялась и служба занятости.
Продолжаем странички 30-летней истории со дня образования службы занятости населения Удмуртской Республики. 

1998 год 
Государственный Комитет Удмуртской Республики по занятости населения преобразован в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике путем его слияния с подведомственными ему городскими и районными центрами занятости.  
Возглавил Департамент Брусянский Юрий Михайлович.

2005 год
В связи с передачей территориальных органов упраздненного Министерства труда и социального развития РФ Федеральной службе по труду и занятости, и в целях упорядочения их деятельности, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике переименован в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике. 

2006 год
Указом Президента Удмуртской Республики от 18 декабря 2006 года № 189 «Об Управлении государственной службы занятости населения Удмуртской Республики» Управление федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике по предложению Федеральной службы по труду и занятости было преобразовано в исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики – Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

2011 год
Указом Президента Удмуртской Республики от 23 мая 201 года № 88 «О внесении изменений в отдельные указы Президента Удмуртской Республики» Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики реорганизовано путем преобразования в Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

2014 год
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года № 465 «О Министерстве труда и миграционной политики Удмуртской Республики» Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики считается правопреемником Главного управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.
Министром труда и миграционной политики Удмуртской Республики назначена Губская Надежда Николаевна.

2017 год
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 декабря 2017 года № 506 «О Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики» Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики является правопреемником Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики.
Министром социальной политики и труда Удмуртской Республики назначена Чуракова Татьяна Юрьевна.
До 2 марта 2020 года на территории республики действовали 26 городских и районных государственных казенных учреждений Удмуртской Республики «Центр занятости населения».
Сегодня на территории республики Государственная служба занятости населения представлена:
Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики,
казенным учреждением Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения».
Кроме этого,  государственные услуги в области содействия занятости населения оказывает государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский учебно-методический центр службы занятости населения».
 
Руководитель службы занятости населения Удмуртской Республики –  Брусянский Юрий Михайлович (1998-2014 годы)


 Министр труда и миграционной политики Удмуртской Республики – Губская Надежда Николаевна (2014-2017 годы)





Министр социальной политики и труда Удмуртской Республики – 
Чуракова Татьяна Юрьевна (с 2017 года).
 

Продолжаем странички 30-летней истории со дня образования службы занятости населения Удмуртской Республики. 

       Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 года, оказал негативное воздействие на экономику республики, обострил ситуацию на рынке труда и стал для работников службы занятости еще одним суровым тестированием на профессионализм и умение гибко и оперативно реагировать на сложную ситуацию.
          За год в службу занятости городов и районов обратилось тогда почти полмиллиона граждан, в том числе более 7 тысяч человек, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. Резко снизился спрос на рабочую силу. 
        Но уже с марта-апреля 2009 года граждане, оставшиеся без работы, начали получать реальную помощь в трудоустройстве и ощутимую социальную поддержку. Неоценимую роль в этом сыграла принятая Правительством Удмуртии Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртии» на 2009 год, которую оперативно разработали специалисты Управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. После её утверждения на федеральном уровне республика в полном объёме получила из российского бюджета предусмотренные программой средства – 610 млн. рублей, а также  21,7 млн. рублей – из бюджета Удмуртии.
       Средства были направлены на важнейшие мероприятия программы: организацию временных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, или тех, кто трудится в режиме неполной занятости; организацию опережающего обучения; общественных работ для безработных и ищущих работу граждан; стажировок для выпускников профессиональных учебных заведений; содействие предпринимательской деятельности и самозанятости. В итоге удалось временно трудоустроить более 19 тысяч работников, находящихся под угрозой массового увольнения. Общественными работами было охвачено свыше 21 тысячи человек. Прошли стажировку по полученной специальности и были временно трудоустроены  более 900 выпускников профессиональных образовательных учреждений. Более 2,5 тыс. безработных подготовили бизнес-планы и получили деньги из бюджета на развитие собственного дела. 
        Сказались результаты программы и на снижении неполной занятости. Если в марте 2009 года в режиме неполной рабочей недели находились почти 40 тысяч работников предприятий республики, то на 1 января 2010 года эта цифра снизилась до 23,5 тысячи человек.  Программа дала положительные результаты, сняла социальное напряжение, но решить все проблемы сразу не удалось. 

 
Продолжаем историю работы службы занятости населения Удмуртской Республики во время финансового кризиса 2008-2011 годов. 
 
         Дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда продолжены в 2011 году – в рамках новой Ведомственной целевой программы. Приоритеты в ней были сделаны на стимулирование предпринимательской инициативы для создания дополнительных рабочих мест, опережающего обучения на тех предприятиях, где планируются реструктуризация и модернизацией производства, создание рабочих мест для инвалидов. 
Многие предприятия после участия в ВЦП  приступили к работе в нормальном режиме, и уровень неполной занятости в республике сократился. Всего в 2010 году при содействии службы занятости было трудоустроено более 58 тысяч человек, что позволило существенно сократить численность безработных к концу года.
          По программе «Стажировка» почти 1200 человек получили опыт работы.  Помимо этого, в рамках ВЦП впервые были заложены средства для создания рабочих мест и трудоустройства инвалидов. 
Более 3,5 тысячи человек из числа безработных получили субсидии  и стали предпринимателями. Сферой применения своих сил они выбрали животноводство, выращивание овощей, пчеловодство, строительство, оказание бытовых, транспортных, юридических услуг. В    качестве стимула для развития их бизнеса в 2010 году в программу вводится новшество: начинающий предприниматель, готовый расширять свой бизнес, получает от государства субсидию на организацию дополнительных рабочих мест для граждан из числа официально признанных безработных. В результате предпринимателями было трудоустроено более 1,5 тыс. человек.
        В 2010 году была разработана и принята Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2010 год.  На её реализацию Удмуртии было выделено 629 млн рублей из федерального бюджета, 37,5 млн республика вложила собственных средств. Большую часть из них направили на организацию временной занятости граждан, которые находились под угрозой сокращения. Одной из главных задач было оставить работников в стенах своих предприятий, и сохранить таким образом квалифицированные рабочие кадры, особенно на градо- и системообразующих предприятиях. В итоге более 24 тысяч приняли участие в программе временного трудоустройства и имели возможность за счёт бюджетных средств программы поддерживать свои доходы.  Более 4 тысяч человек, которые могли оказаться под угрозой увольнения, повысили квалификацию или поменяли свою профессию на новую. В 2010 году продолжилась активная поддержка безработных, решивших открыть своё дело, развивая малый и средний бизнес. Начинающие предприниматели из числа официально признанных безработных получали со стороны службы занятости такие виды помощи, как консультирование о порядке организации предпринимательства, информирование о наиболее приоритетных видах предпринимательства, разработка бизнес-плана, обучение основам предпринимательства, частичное компенсирование расходов по уплате пошлин и сборов на регистрацию. 

Продолжение следует…
Яндекс.Метрика